В прошлую субботу заглянула в "ленту друзей" и все стало ясно. Надо срочно бежать в 35 мм. и смотреть фильм "Зимние дни" с участием Норштейна. Желающих оказалось достаточно, для того, что бы ощутить трепет ажиатажа. Очередь в кассу осталась монолитной даже после начала фильма (сеанс был 9-ти часовой, последний). Мне удалось упросить "задолго впереди стоящих" (большое спасибо им) взять лишних четыре! билета.))))
Справка с сайта 35 мм: «Зимние Дни» – уникальный анимационный фильм по сюжету знаменитой серии хайку Матсуо Басё. 35 анимационных хайку созданных 35 знаменитыми аниматорами со всего мира. Фильм создан по принципу Ренку – поэтического стиля, типичного для японской литературы. Несколько авторов создают взаимосвязанную поэму, и каждый новый хайку продолжает предыдущий, но приводит повествование в принципиально новые миры."
Все мы в детстве на уроках играли в игру, когда каждый пишет/рисует строчку/фрагмент не зная записей предыдущего и получалось нечто интересное коламбурное непредсказуемое, а иногда и чудесным образом единое. Вот это - то самое.
Состав приглашенных художников был на 90 процентов японским. Почетное право начать хайку было возложено на Юрия Норштейна. Смотреть пришлось, как с "чистого листа". Впечатления получились детского порядка - нравится-не нравится/страшно-не страшно/смешно-не смешно/. И казалось, чем меньше аниматор заморачивался на историю, традиции, философию японии, тем лучше получался его микро-фильм. В таком отказе от японской стилистики выполнил хайку аниматор (Марк Бэйкер?) из великобритании (про дровосека). Как говорится: "Публика визжала и плакала."
Очень душевно и образно сделал "свою часть" Александр Петров, спасибо ему. Были еще чудеса, одно из них это хайку, японского мастера (к сожалению не знаю имя) "про проститутку и бурлаков". делал, что бы было смешно - такой был подход и задача автора.)))
Меня покорила абстрактная версия хайку (японской художницы), сделанная как листающаяся книга. Решено как жизнь формы, форма это живой мазок-движение, переходящий с разворота на разворот, движение мысли и души.
Во второй части мастера не только рассказывали о своем замысле, но и показывали некоторые секреты своих необыкновенных технологий. Чудеса да и только.
Но были у меня моменты (надеюсь, что только у меня)когда мне казалось, что технология и сам процесс лучше интереснее анимации. Например, совсем не надо заставлять жестяные фигуры двигаться - они лучше живут в предметном контексте.
Необычайно удивил своей необыкновенной техникой «игольчатого экрана» Жак Друэн. Вот где важен САМ ПРОЦЕСС! Движение его рук, касание экрана, превращение черного штриха в белую форму и наоборот - вот это и тема и сюжет, и все...