Прозрачное с "первого взгляда" - это нЕчто, визуально приближающееся к ничто,
через которое, например, что-то видно другое, а может, и слышно, а может, еще и ассоциируется и сознается? А может и не только через..? И судя по всему, свойство "прозрачность" может объединять совершенно различные невидимки и "полувидимки". А если, объединить две невидимки и посмотреть на одну через другую и услышать при этом параллельно третью…?)))) А если вооружится этими не- и полу- …и использовать их влияние при решении концептуально-презентативных задач? тогда, наверное, откроется новое измерение, в котором слоев и уровней окажется …..видимо-невидимо! И что эти "слои" ))) так же обладают свойством "прозрачности"!? Надо разобраться.
Прозрачные информационные слои
при построении концептуальных моделей (проектов)
1 часть
Что же может не- и полувидимка, обладающая свойством "прозрачность":
- проявлять себя через что-то;
- воздействовать на что-то, путем изменения, преломления, искажения, суммирования, растворения, умножения, фильтрации, окрашивания, наслаивания и т.д.;
- пропускать через себя информацию, с последующим упрощением или усложнением ее;
- быть сама по себе носителем информации, причем иметь объем и форму наполнения, а так же собирать и суммировать информационные потоки своих плоскостей;
- транслировать информацию, влияя самой формой подачи на транслируемое, вплоть до изменения ее содержания / идеи / мысли / жеста;
- объединяться, но оставаться самостоятельным, смешиваться, но не растворяться - создавать многослойную композиционную полифонию.
Составные части этого прозрачного и непрозрачного взаимодействия можно назвать "слоями целого", которые могут быть взаимозависимыми и считываться / осознаваться уже едино.
Иными словами, прозрачное "работает", вовлекая в себя, участвуя в другом, неся на себе, изменяя внутри себя и вокруг. И главным, общим, объединяющим аспектом, с которым работает, сотрудничает, оперирует и т.д. … взаимодействует невидимка (прозрачность) - это информация. Так может быть и собственно информацию (информационный канал) должно и нужно включить в разряд прозрачных влиятельных невидимок. Более того - все, что мы осознаем или чувствуем, перерабатывается в нас на уровне прозрачных информационных слоев.
2 часть
Просто список перечислений прозрачных невидимок может быть очень обширен,
но можно попробовать выделить их в отдельные информационные группы
по средствам их воздействия/ восприятия.
1 - авторский слой воздействия/ восприятия.
Подсознательная, ассоциативная, сознательная , интеллектуальная субъективная информация, направленная на создание художественного жеста.
2-3 слой - базисные информационные слои воздействия/восприятия
- пространство, среда натуральная или моделированная.
- коллективное сознательное и бессознательное, основное и моделируемое.
4 слой - сенсорная информация воздействия/восприятия
(тактильные, визуальные, обонятельные, звуковые, болевые и т.п.);
a) стабильные формы- материалы-объемы-плоскости-объекты;
b) не стабильные - подвижные, направленные или рассеянные:
(например: вода -дождь-пар-туман-лед; огонь - свет-тепло-дым; воздух - холод - жар - ветер ; световые потоки - лучи; звук -эфир-сигнал; электричество - свет- шок);
c) вторичные - производные отраженные или преломленные - тень, проекция, отражение, рефлекс, блик, эхо, резонанс, вибрация.
5 слой - интеллектуально-информационный канал
образная, знаковая, символьная, лингвистическая информация
6 слой - воздействие/ восприятие зрителя.
Подсознательная, ассоциативная, сознательная , интеллектуальная субъективная информация, направленная на создание художественного жеста.
7. слой - пред- и пост- формирование воздействия/ восприятия
Анонс, отклик, резонанс, осмысление, документация, аналитика.
Это разделение на прозрачные информационные слои условно и только для этого контекста, но принципиально названо слоями, т.к. они "работают" на идею взаимосвязано и комплексно.
Рассчитывая в теории концепт, необходимо учитывать всю полифонию получаемой информации от самого презентационного жеста, его контекста, времени и места демонстрации, и, конечно, слои его субъективного и объективного восприятия.
Если посмотреть на этот процесс как на слоистый пирог, вкус которого в итоге зависит от каждого слоя, то можно выделить базисные слои (где натуральные условия почти не поддаются коррекции, либо тщательно подбираются и учитываются) и специально моделированные.
К базисным слоям относится - объективный информационный слой (коллективное подсознательное), который обладает "общей" памятью, интеллектуальным, историческим, этническим и информационным уровнем. Аудитория, в широком смысле, может и не воспринять или неправильно интерпретировать авторский жест по своим, сложившимся в этой среде\стране традициям. В этом случае, конечно, требуется дополнительная подготовительная коррекция специально моделируемого информационного слоя.
Воздействовать на подготовленную аудиторию, наверное, легче, и результат более прогнозируемый, но это работает, если изначально не было задачи ее шокировать.
Если предпосылкой и подтекстом воздействия являются настоящие недавние события мирового масштаба, то нужный шокирующий результат зависит теперь не от подготовленности или не подготовленности аудитории/зрителя, а от остроты выбранных демо- средств воздействия. (например - "Балканское барокко" Абрамович).
К базисному слою относится - натуральные объективные и реальные факторы планетарного (географического, климатического) характера. Этот базисный слой, с его цикличностью, непредсказуемостью и одновременно закономерностью пока не подлежит коррекции - на то есть вышестоящие инстанции)))), но можно попробовать вписаться и использовать. В этом аспекте сделаны работы лэндарта. (Например: "Поле молний" Вальтера де Мария, где дождь и молния являются главным необходимым, концептуально направленным, но неуправляемым действующим слоем).
Менее помпезны и масштабны смоделированные информационные слои в искусственно созданном и организованном пространстве. Они составляют результат чистого авторского (без участия высших сил) созидательно процесса - от мысли до реализации, от объекта до пространства, от повода\события до документации и анализа и т.д. и т.п.
В искусственном выстроенном "геометрическом" пространстве, в рамках технических возможностей создаются физические информационные прозрачные слои - свет, звук, запах, ветер - как рассеянного, так и направленного действия.
Например, один источник света может создавать множественные прозрачные слои-отклики (теневые, рефлектирующие, отображения и проекции), которые в свою очередь накладываются и суммируются, растворяются в пространстве объекта.
Менее эфемерные прозрачные слои, обладающие формой или еще какими-нибудь дополнительными свойствами, играют в те же игры, образуя физические "слои целого".
Все задействованные информационные слои работают на идею и общий концепт, но есть задачи которые возможно решить только наслоением интеллектуально-информационного канала. Буквально "вживленная" в постановочный жест образная, знаковая, символьная, лингвистическая информация способна в разы конкретизировать или обобщить воздействие. Этот канал, так же подвержен когнетивному диссонансу - и связан с языком (в широком смысле) и методом транслирования идеи.
3 часть
Создавая теоретически концепцию творческого жеста в искусственно созданной выставочной среде, учитываются объективные реальные условия (базисные), творчески-постановочные авторские слои (моделируемые автором), субъективные и объективные слои восприятия этой "игры" зрителем/аудиторией (моделируемые в ответ). Значит, необходимо решать и выстраивать относительное движение слоев и время их взаимодействия.
Если говорить, используя театральную постановочную терминологию, то помимо сценографии концепта и положения этой сценографии в заданном пространстве, необходимо включить в игру внутренние и внешние перемещения слоев, как в пространстве, так и во времени. Эта задача, возможно, расширяется до режиссирования прочтения считывания информации "слоев целого", при чем по определенной автором траектории или с отведенной автором же точки зрения.
Во время этого акта взаимодействия, происходит многократное усложнение и раскрытие инфо-образа - я бы назвала этот процесс как ЖИЗНЬ ФОРМЫ.
А если учитывать субъективность слоев восприятия, то получается, что процесс, повторяясь как "жизнь формы", каждый раз индивидуален.
В рамках конкретного проектирования времени-пространства-движения можно затронуть проблему открытости - прозрачности - концепта во вне или его закрытости. Ограничено ли, дозировано, прозрачно или полностью открыто пространство для других "миров" или воспринимается через другие или на ряду с другими, или происходит подчиненное наслоение одного авторского мира на другой.
При создании "слоев целого" (повторюсь) работает общий закон изменения информации в зависимости от формы подачи, последовательности, времени, места и контекста - от изменения идеи, ее направления, до полного растворения или нивелирования.
Игра с прозрачными, но не призрачными)) информационными слоями создают иную/новую/другую форму-инФОРМАцию.
4 часть
В переносном значении слово "прозрачный" используется, как - легко воспринимаемый, простой, ясный, так и как - явный, открытый, незамаскированный.
При построении концептуальных моделей (проектов) эти значения, для прозрачных информационных слоев, приобретают первостепенную определяющую роль. Концепт должен сочетать в себе ясную, логическую, теоретическую систему, выраженную минимальными лаконичными и желательно простыми средствами. Тезис "все гениальное - просто" верен и требует соблюдения правил "прозрачности".
Возможно, что теория невидимок еще продолжится…
P.S. Привет тебе, невидимка, Герберт Уэллс!
А так же, Желаю удачи и процветания семерым жителям
села "Прозрачное", Джанкойского района!