информы-объекты
информы-медиапроекции
информы-инсталляции
информы-графика
типографика
цветоформы

Социальное переосмысление понятий и значений
в контекстах времени

…начать необходимо с библейского «В начале было Слово…».
Слова обладают собственной жизнью и во время этого «пути»
обретают различные значения, образы, идеи, понятия, превра-
щаются в «форму мысли» и даже действия.
Выраженные в виде знака графемы они имеют и свой графи-
ческий облик. Языковые графемы слов хоть и изменяются, но
происходит это достаточно редко. А вот значения и понимание
слов, контексты и дискурсы их использования меняются посто-
янно – это особая игра, в которую вовлечено человечество. За-
мечать и исследовать этот живой изменяющийся процесс и мно-
гослойность этой игры необходимо, можно сравнить это с социо-
логическим психоанализом. Хотя, как известно, положительный
или отрицательный опыт, к сожалению, не всегда срабатывает и
оправдывает себя. Но понимать или хотя бы чувствовать эти тен-
денции необходимо…
Если начать лететь на «Ракете » психоанализа, открываются
очень интересные горизонты, вершины и провалы, становятся
различимы вехи времени. Итак, полетели!
Cлово Раке́та (от итал. rocchetta — маленькое веретено, через
нем. Rakete или нидерл. Raket) — летательный аппарат, двига-
ющийся в пространстве за счёт действия реактивной тяги, воз-
никающей только вследствие выброса части своей собственной
массы! (рабочего тела) аппарата и без использования вещества
из окружающей среды.
В данном тексте не рассматривается история технического совер-
шенствования и конструктивных разработок техсредств, называ-
емых ракетами (включая их прототипы и аналоги), которые из-
вестны во множестве, начиная еще со времен Древней Греции,
китайских династий, монгольских завоеваний, индийских воен-
ных компаний, а так же русских – казачьих – и английских воо-
руженных сил. Рабочий процесс действия этих техсредств зави-
сел и продолжает зависеть от используемой энергии. Несомнен-
но, только сила мысли и есть тот самый идеальный энергетиче-
ский потенциал и постоянный источник энергии, способный соз-
давать движение. Вспомним хотя бы полеты легендарного ба-
рона Мюнхгаузена…
Необходимо все же отметить тот факт, что не так давно, в первой
половине XIX века, российский офицер Александр Засядко раз-
рабатывал теорию ракет и пытался рассчитать, сколько пороха
необходимо для запуска ракеты на Луну. Символично, что в его
честь на Луне назван кратер, расположенный на обратной (не-
видимой) стороне. Несомненно, что это его теоретическая мысль
долетела до Луны и оставила свой след! Конечно, там есть и кра-
тер Жюля Верна, создавшего для всего мира литературную ми-
фологию межпланетных перелетов («С Земли на Луну прямым
путем за 97 часов 20 минут» и «Вокруг луны»). Оставить свой
след в истории, во времени и даже в безвоздушном простран-
стве – что может быть заманчивее!
Философскую концепцию межпланетных перелетов и идеи ак-
тивной эволюции обосновали и развили теоретики космизма:
Н. А. Наумов, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. С. Соловьев,
Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский. В 1903 г. К. Ци-
олковский опубликовал свои авангардные теоретические обо-
снования возможности применения реактивных аппаратов для
межпланетных сообщений. Понятие «Ракеты » помимо воен-
ного дискурса и из забытого шутейного, карнавального контек-
ста мигрировало и завоевало себе весомое и авторитетное ме-
сто в профессиональных границах литературы, философии и на-
уки. Произошло Новое теоретическое переосмысление понятия
«Ракета » в образ прогрессивного научного футуристического яв-
ления. Общество предпочитало находится в мире иллюзий. Соз-
датель фантастического фильма «Путешествие на Луну» Жорж
Мельес запустил ракету прямо в глаз Луны! Как говорится попал
в самую точку «не в бровь, а в глаз».
Только после Первой мировой войны и революций, когда обще-
ство немного забылось и отстранилось от жестоких военных по-
трясений, начался новый этап формирования в обществе веры
в безграничные возможности научно-технического прогресса.
Идеи о реализации сверхвозможностей человечества при помо-
щи «маленького веретена» были распространены повсеместно,
развились и достигли идеологических вершин! Романтические
теории космизма были практически отброшены, значение при-
обрели рациональные теоретические разработки, и началась их
практическая реализация. В этом ряду задач по воплощению в
настоящее одним из первых был и образ «РАКЕТА».
И действительно, в самом понятии «РАКЕТА» изначально – как
правила игры – была заложена «инструкция», условие по созда-
нию объекта-ракета как летательного аппарата. Это объект, дви-
жение которого возникает только вследствие выброса части соб-
ственной массы или энергии! без использования вещества из
окружающей среды. И эта сверхзадача (при помощи реактивно-
го двигателя) была действительно реализована. Случилось собы-
тие, которое ранее было теоретически и практически предложе-
но обществу графом Калиостро и называлось «материализация
чувственных идей». Общественный и даже, наверное, общена-
циональный запрос по реализации «РАКЕТЫ» был настолько ве-
лик, что концентрация энергетической мысли в отдельно взятом
научном сообществе достигла необходимого предела! И матери-
ализация понятия-идеи-образа «Ракеты » свершилась!
Объект-ракета как случившийся факт стал общественным достоя-
нием! Конечно, доступность настоящего космического аппарата-
объекта была возможна только для избранных, но его изобра-
жения от технически подробных до упрощенных знаковых и дет-
ских появились повсеместно. Эта тиражность изображений и сло-
ва «Ракета» не раздражала, а только восхищала сограждан, вну-
шала им неподдельную гордость за общие, совместные сверше-
ния. Параллельно и слово «Ракета » материализовалось в устой-
чивый ясный импульс с раскатистым звуком «РРРРР», острым
«КЕ» и положительной энергетикой отлетающего «ТА»! Прямо
как ступень энергоносителя! Вкус этого слова был прочувствован
целым поколением!!! Дети, самые восприимчивые к новым до-
стижениям в обществе, стали в своих играх и забавах прораба-
тывать все формы взаимодействий с понятием-образом-словом-
объектом «РАКЕТА» Даже сейчас на детских площадках можно
найти покореженные железные фигуры для игры в «Ракету ».
В таких случаях говорят – это слово стало крылатым… и не толь-
ко в безвоздушном пространстве. Статус и значение слова «Ра-
кета » резко передвинулись в разряд «достижения или достоя-
ние нации» – настал новый рубеж восприятия и применения.
«РАКЕТА» как слово-понятие-значение и даже его функция (при-
менение ) стали лакироваться, «бронзоветь» и обрастать догма-
ми. Как оказалось, обществу потребовались сувениры, талис-
маны, памятные призы и монументы.
Идеологи построения светлого будущего создавали невыполни-
мые программы и планы, умножая тем самым разрыв между
реальностью фактов и идеальностью целей. «Слова у нас до важ-
ного самого в привычку входят – ветшают как платья…», – как
это верно подметил Владимир Владимирович. Постепенно про-
изошло расслоение символа-образа «Ракета » с его реальным
значением. Как пишет Ролан Барт в «Нулевой степени письма»
– это расхождение «реальности фактов с идеальностью целей.
Вот почему всякая власть, или хотя бы видимость власти, всегда
вырабатывает аксиологическое письмо, где дистанция, обычно
отделяющая факт от его значимости — ценности, уничтожается
в пределах самого слова, которое одновременно становится и
средством констатации факта, и его оценкой». Массмедийное,
монументальное и иное любое ОБЩЕСТВЕННОЕ тиражирование
образа-понятия-слова «Ракета » завершило его уничтожение
в национальной сфере влияния. «Зато мы делаем ракеты, и пе-
рекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты
всей» (Юрий Визбор. «Рассказ технолога Петухова»).
«Ракета » приобрела нарицательное и утилитарное значение.
Оно вышло из общенационального трепетного дискурса и попа-
ло в сферу обслуживание общества. Иначе говоря, ушло рабо-
тать в рекламу, в незамысловатую бытовую сферу. «БЫТ» мож-
но ощущать как внешнее и одновременно внутреннее простран-
ство. Так вот, теперь блестящее слово и понятие «РАКЕТА», так
высоко пролетавшая в чистейшем безвоздушном идейном про-
странстве над скромным шероховатым понятием «БЫТ», было
поймано «его внутренним пространством, как черной дырой».
«РАКЕТА» погрузилась в его вечно пыльную и сравнительно тес-
ную сферу.
«…слова [mots] выходят за свои пределы [passent], пересекают
последнюю для них черту [trepassent], претерпевают метамор-
фозы, становятся проводниками [passeurs], ведущими идеи ра-
нее не известными, вдруг открывшимися тропами, – именно по-
этому слово [expression] «пароли [mots de passe]», как мне ка-
жется, дает возможность снова прийти к вещам, позволяя уви-
деть каждую из них одновременно и в ее оформленности, и во
всей полноте ее неопределенности» (Жан Бодрийяр. Пароли. От
фрагмента к фрагменту).
Прошлые заслуги понятия «РАКЕТЫ» «по воплощению и дости-
жению мечты» использовались теперь как пароль (память о за-
слугах и достижениях) и исключительно в гламурно-рекламных
целях продвижения продукта. Слово «Ракета» превратилось в
название, не отвечающее за внутренний потенциал и задачи объ-
екта (как наклейка, «лейбл», торговая марка). Правда, еще по-
началу были реальные возможности «приподнять» понятие и
значимость в понимании продукта, обозначая мощность и тех-
нологичность, но эти критерии недолговечны… Промышленные
дизайнеры создавали формы и силуэты промтоваров, напоми-
нающих или символизирующих образ ракеты. И эти объекты
многомиллионными тиражами работали в бытовом простран-
стве. К этим очень полезным, функциональным предметам (на-
поминающими «РАКЕТУ» формой или названием) в повседнев-
ности забот привыкали и переставали замечать вплоть до их
практического растворения в сознании.
Например, никого не удивляло и не беспокоило, что бытовой
пылесос, напоминающий по форме ракету (в этом дизайнеры
постарались) и с названием (маркой) «Ракета » предназначен
для втягивания в себя пыли и мелкого мусора. Этот объект соз-
дан не для волшебного энергетического чуда, условие которо-
го заложено в самом понятии «Ракета », а для совершенно про-
тивоположного действия. И таких промтоваров – «мешалок»,
«взбивалок», «молотилок» – было множество.
Кажется, что произошло совершенное размытие этого идейного
общенационального понятия. Но многослойность значений сло-
ва дает замечательный эффект игры: например, первое «малень-
кое веретено» вернулось еще раз на другом уровне сознания. Ко-
нечно, мифологичность «маленького веретена» была утрачена,
практически как у огня (…и теперь мы кипятим на нем воду!).
Но это затишье и забвение оказалось недолгим. Общество поза-
было о «прогрессивных» футуристических идеалах, сувенирах
и памятниках, растворило в повседневности, как в пыли, образ
«Ракета ». Стало равнодушным, но не на долго. Как только по-
веяло холодком международных конфликтов, понятие «Раке-
та» стремительно вернулось в общество из военного контекста в
массмедийную сферу. И оно уже стало олицетворять действен-
ную угрозу, сокрушительность и точность нанесения ударов. И
как правильно подметила жена генерала Венделера: «Если идея
приобрела военный оттенок. Все может быть…». (Е. Татарский
«Приключения принца Флоризеля».) Опять пошла работа над
общественным сознанием, о новых «ракетных» задачах и успе-
хах в попадании «не в бровь, а в глаз!», но только не в мечту
или для достижения идеальной цели, а для попадания в соседа
по планете. А крылатое слово стало обозначать высокоточную
крылатую ракету. Это у ракеты-мечты выросли такие крылья!?
Далее, развитие виртуального контента, продолжило работу с
сознанием над моделированием образа настоящей и будущей
реальности.
И сейчас информационное поле насыщено актуальны-
ми цитатами: «...не тебе ли я выслал на прошлой неделе со-
рок прекрасных ракет?» (А. Орлов, М. Ефремов), «Мы по-
просили – покажите нам цели, куда надо бить…». (В. Пу-
тин, президент РФ). Это не виртуальная игра, это реальность.
Сотрите пыль с экрана!
Фактически, пишет Жан Бодрийяр, «...мы создали реальность,
казалось бы, полностью зависящую от своего рода союза эконо-
мической, телесной и сексуальной рациональностей, но главной,
радикальной формой жизненности всегда выступает вызов, без-
удержное повышение ставок, потлач, то есть отрицание ценно-
сти. Принесение ее в жертву. Следовательно, и мы, по-видимому,
живем жертвенностью, но, в отличие от представителей других
культур, не хотим принять данный образ жизни. И не можем,
поскольку, расставшись с мифами и ритуалами, обрекли себя на
его неприятие. Сожалеть по этому поводу бессмысленно: мы со-
творили иной тип организации социума, и там, где заявляла о
себе цикличность, кругообразность, реверсивность, господству-
ет теперь система линейности, система необратимости. Мы жи-
вем, затем умираем, и это по-настоящему конец» (Пароли. От
фрагмента к фрагменту).